Нулевая отчетность ИП в 2024 году: когда и как сдавать декларацию без доходов

Нулевая отчетность ИП в 2024 году: когда и как сдавать декларацию без доходов НАЛОГИ, ИП и САМОЗАНЯТОСТЬ
Пошаговая инструкция по сдаче нулевой отчетности для ИП. Узнайте сроки, штрафы и особенности для УСН, ОСНО и патента, если не было деятельности.
Короткий ответ: Если у ИП не было доходов и движений по расчетному счету, сдавать отчетность все равно необходимо (за исключением самозанятых на НПД и патентной системы). За непредставление декларации грозит штраф от 1000 рублей и блокировка банковских счетов.

Видеоинструкция

Подробный разбор ситуации

Многие начинающие предприниматели ошибочно полагают: если бизнес не велся, расчетный счет пустовал, а сделок не было, то и государству сообщать не о чем. Это опасное заблуждение. Статус индивидуального предпринимателя автоматически накладывает обязанность отчитываться перед Федеральной налоговой службой (ФНС).

Даже если вы не получали прибыль, вам необходимо зафиксировать этот факт документально. Такая отчетность называется нулевой. Важно понимать, что правила различаются в зависимости от выбранной системы налогообложения. Например, если вы совмещаете бизнес с личными делами, то правила декларирования доходов отличаются от стандартных процедур — так же, как и Налог на продажу земельного участка: как рассчитать и сэкономить в 2024 году требует отдельного внимания физического лица.

Главное правило: отсутствие деятельности не освобождает от сдачи деклараций. Единственное исключение — это ИП на режиме самозанятости (НПД) и патентной системе (ПСН), где декларации в принципе не предусмотрены законом.

Сравнение вариантов

Ниже приведена сравнительная таблица для разных налоговых режимов при отсутствии деятельности в 2024 году:

Налоговый режим Нужно ли сдавать декларацию? Срок сдачи за 2023/2024 год Что сдавать
УСН (Упрощенка) Да, обязательно До 25 апреля следующего года Нулевая декларация по УСН
ОСНО (Общая система) Да, обязательно НДФЛ — до 30 апреля, НДС — ежеквартально до 25 числа 3-НДФЛ и декларация по НДС (или Единая упрощенная декларация)
ПСН (Патент) Нет Не сдается Декларация отсутствует, но нужно вести КУДиР
НПД (Самозанятость) Нет Не сдается Все чеки формируются в приложении Мой налог

Пошаговая инструкция

Процесс сдачи нулевой отчетности для самого популярного режима — УСН — выглядит следующим образом:

  • Шаг 1: Подготовка бланка. Скачайте актуальную форму декларации по УСН (форма по КНД 1152017). В 2024 году действует форма, утвержденная ФНС.
  • Шаг 2: Заполнение титульного листа. Укажите свой ИНН, код налогового органа, код места представления (для ИП это 120), ваши ФИО и контактный телефон. В поле налоговый период укажите код 34 (при сдаче за год).
  • Шаг 3: Заполнение разделов. В разделах 1.1 и 2.1.1 (для объекта Доходы) во всех строках для сумм налога и авансовых платежей поставьте прочерки. Нули и прочерки показывают налоговой, что налоговая база равна нулю.
  • Шаг 4: Выбор способа отправки. Вы можете отправить декларацию в электронном виде через Личный кабинет ИП (нужна электронная подпись), отправить почтой России ценным письмом с описью вложения или лично отнести в инспекцию в двух экземплярах.

Важные нюансы и риски

Самая частая ошибка начинающих предпринимателей — путать отсутствие прибыли и отсутствие движений по счету. Если банк списал хотя бы 100 рублей за обслуживание счета или вы получили копеечный процент на остаток, технически движение средств было. В таком случае налоговая может не принять нулевую декларацию, посчитав это сокрытием доходов или расходов.

Также помните, что даже при полном отсутствии доходов ИП обязан платить фиксированные страховые взносы за себя. В 2024 году эта сумма составляет 49 500 рублей. Никакие нулевые декларации не освобождают от этой обязанности. Это базовое правило, которое нужно знать так же четко, как и то, кто освобождается от уплаты пошлины, изучая Налог на дарение автомобиля или денег: кто освобождается от уплаты.

Если вы параллельно занимаетесь инвестициями, помните, что доходы от ценных бумаг или краудлендинга декларируются отдельно. О том, как отчитываться по таким операциям, читайте в материале Как платить налог с инвестиций в краудфандинг: подробная инструкция. Не смешивайте личные инвестиционные доходы и предпринимательскую деятельность, если они не зарегистрированы на ваше ИП.

За нарушение сроков сдачи нулевой отчетности ФНС начислит штраф в размере 1000 рублей за каждую несданную декларацию. Если задержка превысит 20 рабочих дней, налоговая имеет полное право заблокировать ваши расчетные счета, что полностью парализует любую финансовую активность.

Оцените статью
FinFluct