Видеоинструкция
Подробный разбор ситуации
Согласно действующему законодательству РФ, доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке наследования, не подлежат налогообложению (НДФЛ). Это правило закреплено в Налоговом кодексе и действует для всех преемников — будь то близкие родственники, дальние члены семьи или люди, не связанные кровными узами.
Единственное исключение из этого правила — вознаграждение, выплачиваемое наследникам авторов произведений науки, литературы, искусства, а также открытий, изобретений и промышленных образцов. В этом случае НДФЛ заплатить придется.
Хотя прямого налога на наследство нет, вступление в права собственности требует расходов. Главная статья затрат — нотариальный тариф (госпошлина) за выдачу свидетельства о праве на наследство. Его размер напрямую зависит от степени родства с наследодателем и стоимости имущества.
Если вы планируете не просто унаследовать, а в дальнейшем распорядиться имуществом, важно знать сопутствующие правила. Например, при последующей продаже унаследованной недвижимости раньше минимального срока владения (3 года) возникает обязанность уплатить НДФЛ. Подробнее об этом читайте в нашей статье: Налог на продажу земельного участка: как рассчитать и сэкономить в 2024 году.
Сравнение вариантов
Для понимания финансовых обязательств важно сравнить расходы на оформление наследства для разных категорий граждан, а также сопоставить этот процесс с альтернативным вариантом — дарением. Напомним, что правила безвозмездной передачи имущества при жизни сильно отличаются, о чем подробно рассказано в материале Налог на дарение автомобиля или денег: кто освобождается от уплаты.
| Параметр | Близкие родственники (дети, супруги, родители, братья/сестры) | Другие наследники (дальние родственники, третьи лица) |
|---|---|---|
| Налог на наследство (НДФЛ) | 0% (освобождены) | 0% (освобождены) |
| Размер госпошлины нотариусу | 0,3% от стоимости имущества | 0,6% от стоимости имущества |
| Максимальный лимит пошлины | 100 000 рублей | 1 000 000 рублей |
| Льготы по госпошлине | Освобождаются при совместном проживании в наследуемом жилье, несовершеннолетние и др. | Льготы только по инвалидности (I и II группы — скидка 50%) |
Пошаговая инструкция
- Шаг 1: Обращение к нотариусу. Необходимо подать заявление о принятии наследства в течение 6 месяцев со дня смерти наследодателя.
- Шаг 2: Оценка имущества. Для расчета госпошлины нужно провести оценку унаследованного имущества (кадастровую, рыночную или инвентаризационную) на дату смерти наследодателя.
- Шаг 3: Предоставление документов на льготы. Если вы проживали совместно с умершим в наследуемой квартире, предоставьте справку о регистрации, чтобы полностью освободиться от уплаты госпошлины.
- Шаг 4: Оплата госпошлины и получение свидетельства. Оплатите рассчитанную нотариусом пошлину и получите свидетельство о праве на наследство.
- Шаг 5: Регистрация права собственности. Зарегистрируйте переход права собственности в Росреестре (для недвижимости) или ГИБДД (для автомобиля).
Важные нюансы и риски
Главный риск при получении наследства — это долги наследодателя. Наследники отвечают по долгам умершего в пределах стоимости перешедшего к ним имущества. Если долги превышают стоимость квартиры или машины, имеет смысл рассмотреть вариант отказа от наследства.
Также стоит помнить о налоговой отчетности, если вместе с имуществом вам переходит действующий бизнес. Если вы решите продолжить дело в качестве индивидуального предпринимателя, вам придется строго следить за фискальным календарем. Даже если деятельность временно приостановлена, вам понадобится Нулевая отчетность ИП в 2024 году: когда и как сдавать декларацию без доходов, чтобы избежать штрафов от налоговой службы.
Еще один нюанс касается оценки имущества: нотариус не имеет права требовать оценку по рыночной стоимости, если предоставлена кадастровая. Кадастровая стоимость недвижимости зачастую ниже рыночной, что позволяет существенно сэкономить на госпошлине.
