Видеоинструкция
Подробный разбор ситуации
Когда вы продаете акции дороже, чем купили, у вас возникает доход, который облагается налогом на доходы физических лиц (НДФЛ). Важно понимать, что налогом облагается не вся сумма сделки, а только чистый финансовый результат (прибыль).
Формула расчета выглядит следующим образом: (Сумма продажи — Сумма покупки — Расходы на покупку/продажу) * 13%. К расходам относятся комиссии брокера, депозитария и биржи. Если по итогам года у вас зафиксирован общий убыток по портфелю, налог платить не нужно.
Если акции достались вам по наследству, то сам факт получения ценных бумаг налогом не облагается (подробнее о правилах читайте в статье Налог на наследство в 2024 году: кто должен платить и как избежать лишних расходов). Однако при их последующей продаже вам придется заплатить налог на прирост капитала, при этом в качестве расходов можно будет учесть затраты наследодателя на их приобретение.
Для расчета налога при продаже частями используется метод FIFO (First In, First Out): считается, что первыми вы продаете те акции, которые купили раньше всего. Это напрямую влияет на расчет себестоимости и итогового налога.
Сравнение вариантов
Способ владения ценными бумагами напрямую влияет на размер налоговой нагрузки. Ниже представлено сравнение различных вариантов инвестирования:
| Параметр | Обычный брокерский счет | ИИС (тип А / тип Б / тип 3) |
|---|---|---|
| Налоговая ставка | 13% (или 15% свыше 5 млн руб.) | 13% (или 15%), но есть налоговые вычеты |
| Льгота за долгосрочное владение (ЛДВ) | Да, при владении акциями более 3 лет | Нет (для старых ИИС), но на ИИС-3 есть свои льготы |
| Когда удерживается налог | При выводе средств или по окончании календарного года | Только при закрытии счета |
Расчет налога на фондовом рынке существенно отличается от сделок с недвижимостью. Например, Налог на продажу земельного участка: как рассчитать и сэкономить в 2024 году имеет свои особенности и минимальные сроки владения, тогда как для акций действуют иные правила льгот и вычетов.
Пошаговая инструкция
Чтобы правильно рассчитать и уплатить налог, следуйте этому алгоритму:
- Шаг 1: Получите отчет брокера. Запросите у своего брокера отчет за календарный год. Российские брокеры являются налоговыми агентами и рассчитывают налог автоматически, но вам важно проверить корректность данных.
- Шаг 2: Рассчитайте финансовый результат. Вычтите из общей суммы доходов от продажи акций сумму расходов на их приобретение и сопутствующие комиссии.
- Шаг 3: Примените налоговые льготы. Если вы владели акциями российских компаний более 3 лет, вы имеете право на налоговый вычет (ЛДВ) в размере до 3 млн рублей за каждый год владения.
- Шаг 4: Задекларируйте доход (при необходимости). Если вы торговали через иностранного брокера или получали дивиденды по зарубежным акциям, вам придется самостоятельно подать декларацию 3-НДФЛ до 30 апреля года, следующего за отчетным.
Важные нюансы и риски
Один из главных скрытых рисков для инвесторов — это валютная переоценка. Если вы покупали иностранные акции за доллары, то для расчета налога все суммы (и покупки, и продажи) переводятся в рубли по курсу ЦБ РФ на дату совершения сделки. Из-за падения курса рубля вы можете получить налогооблагаемую прибыль в рублях, даже если в долларах сделка оказалась убыточной.
Обратите внимание, что доходы от торговли акциями физического лица нельзя декларировать через ИП на упрощенной системе налогообложения. Даже если у вас открыто ИП, эти операции идут отдельно, и вам не поможет Нулевая отчетность ИП в 2024 году: когда и как сдавать декларацию без доходов — декларировать прибыль от акций нужно строго через форму 3-НДФЛ как физическое лицо.
